English

Об Узбекистане

Образование

В Узбекистане большое внимание уделяется проблемам образования населения.

Ежегодно около 53% государственного бюджета выделяется на усовершенствование системы образования в стране.

 Узбекская национальная модель обучения включает в себя все стадии образования и воспитания личности, дошкольное образование, среднее образование, профессионально-техническое, высшее образование, повышение квалификации и дальнейшего образования.

В Республике проводится целенаправленная деятельность для базового и  профессионального обучения талантливых детей и молодежи за границей.

С момента обретения независимости Узбекистана, тысячи молодых людей прошли обучение по различным престижным программам или получили образование в солидных университетах за границей.

Истоки науки Узбекистана идут в глубь древних веков, имеют глубокие и сильные корни. Через сосредоточивание, может служить всему человечеству в достижении тайн природы.

Великие ученые Ахмад Ал-Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Али Ибн Сино, Мухаммад Ал Хоразми, Мирзо Улугбек, которые были из Средней Азии, и в средние века сделали большой вклад в развитие таких наук как астрономия, география, геология, геофизика, минералогия, фармакология, ботаника, анатомия, человеческая физиология, медицина, химия, физика, метафизика.

В сегодняшнем Узбекистане, сформирован интеллектуальный потенциал, который, своим уровнем развития, инновационными открытиями, и способностями, в настоящее время опережают многие развивающиеся страны мира, и во многих случаях не уступает экономически развитым странам.

Сегодня, Узбекистан это огромный, культурный, научный центр, владеющий развитыми средствами исследования, всесторонней научной базой, и квалифицированным персоналом.

Сектор научных исследований Республики включает в себя 362 академических, университетских и промышленно-профильных института, что включает 101 научно-исследовательских институтов, 55 научно-исследовательских подразделений  университетов, 65 проектно-инженерных организаций, 32 научно-производственных ассоциаций и экспериментальных предприятий, 30 информационно вычислительных центров.

В Академии наук Узбекистана, проведены и успешно продолжаются исследования уникальных научных центров, таких как Института ядерной физики, институтов генетики и экспериментальной биологии, научно-производственной ассоциации физики солнца, астрономической обсерватории высшего уровня на горе Майданак и др.

Система образование в стране

В Узбекистане, со стороны государства гарантируется полное среднее образование для всех детей.

Так в период в 1991 - 1997гг., страна предусматривала только девятилетнее обязательное образование, теперь Закон «Об Образовании» и Национальная  программа подготовки кадров в Узбекистане, также предусматривают последующее обязательное трех летнее профессионально-техническое или академическое образование.

Продление обязательного образования на три года, имеет неоценимый, долгосрочный эффект. Так же важно, что уже сегодня все выпускники девятых классов, без исключения имеют право продолжать образование за счет государства до 17-18 лет.

Основные принципы реформ в образовании:

  - введение обязательного 12-летнего образования, включая 9-летнее общее образование и трехлетнее профессионально-техническое или академическое образование, также представляет собой и формирование системы дальнейшего образования: с 4 или 5 лет - дошкольное образование, с 6 или 7 лет - обязательное девятилетнее школьное образование, с 14 или 15 лет - трехлетнее  пред-ВУЗовское академическое или профессионально-техническое образование. Высшее образование также стало двух этапным - бакалавриат и магистратура, что открывает путь в университетские учреждения - аспирантуру и докторантуру. Кроме того, формируется система непрерывной переквалификации и повышения квалификации кадров.

В свое время, качественное содержание процесса обучения и учебных планов существенно видоизменены с целью:

  - их максимального приближения к потребностям рыночной экономики;

 - восстановления исторических ценностей, оставленных культурных и духовных традиций народов, населяющих Узбекистан;

  - новый стиль обучения должен учитывать лучшие методы обучения, которые обеспечивают высокий уровень требований к знаниям учеников/студентов и обучение дипломированных специалистов на максимально высоком профессиональном уровне для участия в весьма насыщенном рынке труда.

Предоставление частично оплачиваемого образования:

 - дошкольное - создание частных детских садов (параллельно с государственными);

  - школа - создание частных платных школ, аккредитованных в соответствии с текущим законодательством;

  - высшее образование - через принятие студентов на платно-контрактной  основе.

До конца 2009 года данная программа предусматривала создание 1 374 профессионально-технических колледжей и 131 академического лицея на более  чем 920 тысяч мест.

Узбекистан открыт для развития долгосрочного и взаимно выгодного сотрудничества. Правовая система, богатейшие ресурсы, политическая и экономическая стабильность, высокий уровень образования населения, доброжелательность и гостеприимства узбекского народа, создают замечательную перспективу для иностранных инвесторов и развития бизнеса в Центрально Азиатском регионе.

1997 году был принят Закон “Об образовании” Республики Узбекистан.

1997 году по инициативе и при непосредственном участии Президента Республики Узбекистан И.Каримова была разработана Национальная программа по подготовке кадров.

Процесс практической реализации Национальной программы по подготовке кадров осуществляется в три этапа:

Первый этап (1997-2001 гг.) – реформирование системы подготовки кадров при сохранении имеющегося потенциала, создание правовых, кадровых, научно-методических и финансово-материальных условий для ее дальнейшего развития;

Второй этап (2001-2005 гг.) – широкая реализация Национальной программы и усовершенствование ее с учетом накопленного опыта, тенденций развития рынка труда и конкретных социально-экономических условий;

Третий этап (2005 и последующие годы) – на основе анализа и обобщения накопленного опыта совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров в соответствии с перспективами развития страны.

На сегодняшний день в результате последовательной реализации положений Национальной программы в Республике сформирована Национальная модель подготовки кадров, включающая в себя следующие составные части: личность – государство и общество – непрерывное образование – наука – производство.

Сложившаяся современная система непрерывного образования Узбекистана состоит из следующих 7 видов образования: дошкольное образование – общее среднее образование – среднее специальное, профессиональное образование – высшее образование – послевузовское образование – повышение квалификации и переподготовки кадров – внешкольное образование. Принципиальные изменения произошли и в организации системы высшего образования. Внедрена двухступенчатая система высшего образования, состоящая из бакалавриата и магистратуры. Утверждены классификатор направлений образования и специальностей магистратуры. По каждому направлению образования и специальности магистратуры разработаны и внедрены в практику государственные образовательные стандарты.

Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы) на основе среднего специального, профессионального образования.

Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.

Бакалавриат - базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком обучения не менее четырех лет.

Магистратура - высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата.

Граждане вправе получать второе и последующее высшее образование на договорной основе.

В годы независимости были учреждены десятки новых высших учебных заведений. Среди них Ташкентский авиационный институт, Налоговая академия, Навоийский государственный горный институт, Университет мировой экономики и дипломатии, Ташкентский Исламский университет, Институт национального художества и дизайна, Высшая школа национального танца и хореографии, Ташкентский университет информационных технологий, Ташкентская медицинская Академия, Самаркандский институт экономики и сервиса.

Успели выпустить первых выпускников университеты, созданные при сотрудничестве с ведущими зарубежными высшими учебными заведениями. Сегодня выпускники Ташкентского Вестминстерского международного университета, Российской экономической академии имени Плеханова ведут свою деятельность в государственных учреждениях и частных предприятиях в различных регионах республики. Начали свою деятельность: Ташкентский филиал Московского государственного университета им. М.Ломоносова, а также филиал Российского университета нефти и газа имени Губкина, Сингапурский институт развития менеджмента в г.Ташкенте, Туринский политехнический институт в г.Ташкенте.

Спецстипендии, вознаграждения и гранты

Государственные стипендии Президента Республики Узбекистан назначаются в государственных высших образовательных учреждениях и научно-исследовательских учреждениях аспирантам последнего года обучения - гражданам Республики Узбекистан по результатам конкурсного отбора, проводимого Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Государственные стипендии Президента Республики Узбекистан назначаются студентам последнего года обучения (по бакалавриату и магистратуре в отдельности) государственных высших образовательных учреждений - гражданам Республики Узбекистан по результатам конкурсного отбора по 11 направлениям (сельское и водное хозяйство; техника и информатика; здравоохранение и социальное обеспечение; общественно-гуманитарные и социальные науки; естественные науки; бизнес и управление; педагогика; культура, искусство и спорт; иностранные языки; право и международные отношения; журналистика), проводимого Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

Государственные стипендии имени Беруний, Ибн Сины, Навои, Улугбека и Имам аль-Бухари назначаются студентам последних двух курсов обучения бакалавриата государственных высших образовательных учреждений Республики Узбекистан.

Послевузовское образование

Одной из важнейших составляющих механизма по созданию всех необходимых условий для широкого привлечения молодежи к научной деятельности, является организация работ по подготовке научных и научно-педагогических кадров выс¬шей квалификации в системе непрерывного образования. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется через аспирантуру и докторантуру, а также в форме соискательства на основе Законов «Об образо¬вании», «О Национальной программе по подготовке кадров» и «Положения об аспирантуре (докторан¬туре)».

Для усиления механизмов мате¬риаль¬ной мотивации подготовки научно-педагогических кадров, в действующем «Положении об аспирантуре (докторантуре)», в частности, предусмотрены: единовременное материальное поощрение аспиранта (докторанта), досрочно защитившего свою диссертацию в размере 5 стипендий; материальное поощ¬рение научного руководителя (консультанта) аспиранта (докторанта), досрочно защитившего диссертацию, в трехкратном размере месячного оклада; двукратное увеличение объема часов, отводимых научному руково-ди¬телю (консультанту) аспиранта (докторанта), в общем объеме годовой учебной нагрузки (100 чବсов вместо 50 по аспирантам (докторантам), и 50 часов вместо 25 по самостоятельным соискателям).

В целях укрепления имеющегося научного потенциала, создания условий для омоложения корпуса научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), предусмотрен ряд поощрительных мер по усилению материальной мотивации труда ученых (научных руководителей и консультантов) и соискателей. В частности, предусматривается: возможность уменьшения до 25 % учебной части нагрузки профессоров-преподавателей, добивающихся высокой отдачи в подготовке кандидатов и докторов наук в качестве их научных руководителей и консультантов при сохранении общего объема годовой нагрузки в 1540 часов; материальное поощрение в размере до 40 минимальных окладов научных руководителей (консультантов) за своевременную защиту их аспирантами (докторантами) кандидатских (докторских) диссертаций; возможность до полного освобождения от учебной части нагрузки при сохранении общего годового объема нагрузки в 1540 часов лиц, завершающих свои диссертации в текущем году; уменьшение до 25 % учебной части нагрузки женщин преподавателей-профессоров, выполнивших не менее 50 % своих диссертаций и активно работающих над их завершением, при сохранении общего объема их годовой нагрузки в 1540 часов.

В целях достойного вознаграждения и дальнейшего повышения престижа научно-творческой деятельности среди общественности, регулярно проводятся конкурсы научных работ одаренных студентов, аспирантов и докторантов. В частности, заключительный этап кон-кур¬са научных работ одаренных студентов проводился: в 2007 г. в г. Ташкенте на базе Национального университета Узбекистана; в 2008 г. в г. Самарканде в рамках молодежного фестиваля «Студенческая весна - 2008».

В системе высшего образования ведется также интенсивная работа по выявлению наиболее одаренных студентов бакалавриата и магистратуры, прикреплению к ним научных руководителей из числа ученых с большим опытом в подготовке научных кадров, а также утверждению тем кандидатских и докторских диссертаций молодых соискателей и реализации планов их целевой индивидуальной подготовки в качестве научных и научно-педагогических кадров. Основываясь на всем этом, оказалось возможным составить перспективный план подготовки научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях до 2015 года.

MFERITMEDEF InternationalInternational Business CenterGov.uzPress ServiceOliy MajlisUzASARIO