English

Об Узбекистане

Экономика Республики Узбекистан

Итоги социально-экономического развития Республики Узбекистан в 2014 году

По итогам 2014 года валовой внутренний продукт страны вырос на 8,1 процента, объемы производства промышленной продукции — на 8,3 процента, сельскохозяйственного производства — на 6,9 процента, капитального строительства — на 10,9 процента, розничного товарооборота — на 14,3 процента. Около 70 процентов произведенной продукции составили готовые товары с высокой добавленной стоимостью.

Уровень инфляции составил 6,1 процента, что значительно ниже прогнозных параметров. Государственный бюджет исполнен с профицитом 0,2 процента к ВВП при уменьшении налогового бремени с 20,5 до 20,0 процента к ВВП и снижении ставки налога на прибыль с 9 до 8 процентов.

Реформирование и укрепление банковской системы создало необходимые предпосылки для снижения в 2014 году ставки рефинансирования Центрального банка с 12 до 10 процентов и соответствующего уменьшения процентной ставки по кредитам коммерческих банков. На протяжении последних лет ведущими международными рейтинговыми агентствами деятельность банковской системы Узбекистана оценивается как «стабильная».

В результате реализации глубоко продуманной активной инвестиционной политики по масштабной модернизации, техническому и технологическому обновлению производства, социальной, дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры объем инвестирования в экономику возрос на 10,9 процента и составил в эквиваленте 14,6 миллиарда долларов США. При этом свыше 21,2 процента всех капитальных вложений составили иностранные инвестиции и кредиты, из которых три четверти — прямые иностранные инвестиции. Свыше 73 процентов всех инвестиций направлено на производственное строительство. В ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием.

Продолжена реализация мер по поддержке и стимулированию отечественных производителей-экспортеров, повышению конкурентоспособности их продукции и освоению новых рынков сбыта. В результате внешнеторговый баланс определился с положительным сальдо в размере 180 миллионов долларов США, а золотовалютные резервы возросли на 1,6 миллиарда долларов США.

Осуществлены системные меры по улучшению деловой среды и созданию еще более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, включая внедрение принципа «одно окно» при создании бизнеса, максимальное упрощение механизма предоставления субъектами малого бизнеса статистической и налоговой отчетности, значительное расширение для частных предпринимателей доступа к сырьевым ресурсам. В результате доля малого бизнеса в ВВП выросла за период с 2000 года с 31 до 56 процентов, а в промышленном производстве — с 12,9 до 31,1 процента.

Доля услуг в структуре ВВП увеличилась с 53 до 54 процентов. При этом в числе высокотехнологичных услуг наиболее интенсивно развиваются услуги связи и информатизации, которые за последние пять лет возросли в 3,3 раза, а за истекший год — на 24,5 процента.

Динамичное и сбалансированное развитие экономики создало прочную базу для последовательного повышения уровня и качества жизни населения. Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии возросли за прошлый год на 23,2 процента. Реальные доходы в расчете на душу населения увеличились на 10,2 процента. В 2014 году создано около 1 миллиона рабочих мест, из них 60 процентов — в сельской местности, трудоустроено свыше 600 тысяч выпускников образовательных учреждений.

www.gov.uz


Исполнение Государственного бюджета
Республики Узбекистан
за 2014 год

Показатели

млрд.сум

I. Доходы (без целевых фондов) - ВСЕГО

31 729,6

1. Прямые налоги

7 433,1

1.1

Налог на прибыль юридических лиц

1 120,2

1.2

Отчисления в Государственный бюджет от единого налогового платежа для предприятий торговли и общественного питания

954,4

1.3

Отчисления в Государственный бюджет от единого налогового платежа, включая микрофирмы и малые предприятия

967,9

1.4

Налог на доходы физических лиц

3 261,7

1.5

Фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности

553,1

1.6

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

575,7

2. Косвенные налоги

16 851,8

2.1

Налог на добавленную стоимость

9 475,6

2.2

Акцизный налог

4 941,1

2.3

Таможенная пошлина

1 350,0

2.4

Налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств

1 085,1

3. Ресурсные платежи и налог на имущество

4 311,6

3.1

Налог на имущество

1 273,8

3.2

Земельный налог

647,5

3.3

Налог за пользование недрами

2 275,6

3.4

Налог за пользование водными ресурсами

114,7

4. Прочие доходы

3 133,1

II. Расходы (без целевых фондов) - ВСЕГО

31 425,0

1. Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения-всего

18 490,8

 

из них:

1.1

Просвещение

10 673,5

1.2

Здравоохранение

4 507,2

1.3

Культура и спорт

361,5

1.4

Наука

187,0

1.5

Социальное обеспечение

126,2

1.6

Социальные пособия семьям, включая имеющих детей

1 805,0

1.7

Кредитная линия на софинансирование Программы строительства индивидуального жилья в сельской местности

706,7

2. Средства и гранты на развитие ННО, НПО и институтов гражданского общества 

8,2

3. Расходы на экономику

3 364,9

4. Расходы на финансирование централизованных инвестиций 

1 616,5

5. Содержание органов государственной власти, управления и судов и органов самоуправления граждан 

1 414,2

6. Прочие расходы

6 530,5

Дефицит (-), профицит (+) Госбюджета

304,6

www.mf.uz

 

 

 



MFERITMEDEF InternationalInternational Business CenterGov.uzPress ServiceOliy MajlisUzASARIO