English

Инвестиционный путеводитель

Сотрудничество с международными финансовыми институтами и странами-донорами

Сотрудничества с международными финансовыми институтами (МФИ) и странами-донорами занимает одно из центральных мест в инвестиционной политике Узбекистана. Сегодня МФИ и иностранные правительственные финансовые организации (ИПФО) активно участвуют в осуществлении программ модернизации промышленности, инфраструктурного и транспортно-коммуникационного строительства, совершенствования социальной инфраструктуры.

МФИ и ИПФО также играют важную роль в достижении Узбекистаном целевых показателей Целей развития тысячелетия через поддержку основных мероприятий, предусмотренных Стратегией повышения благосостояния населения Республики Узбекистан.

За годы сотрудничества со Всемирным банком, Азиатским и Исламским банками развития, Японским агентством международного сотрудничества, Германским банком развития «КфВ», Эксимбанками Китая и Кореи, арабскими фондами Координационной группы, Комиссией Европейского Союза и другими МФИ и ИПФО накоплен значительный опыт совместной деятельности в реализации инвестиционных проектов, налажен механизм последовательного осуществления проектов на основе формируемых среднесрочных программ сотрудничества.

Благодаря сотрудничеству с МФИ и ИПФО на системной основе ежегодно увеличиваются объемы их финансовых вложений в экономику республики. В течение последних пяти лет среднегодовые темпы роста объемов грантов и средств технического содействия, привлекаемых в республику, составляют 8,2%. По итогам 2013г. данный показатель ожидается на уровне более 186,0 млн.долл. (7,5%). Рост в темпах привлечения обусловлен, в первую очередь, за счет последовательного расширения и систематизации сотрудничества с МФИ и странами-донорами.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №90 от 29.03.2013г. прорабатываются вопросы привлечения грантов и технического содействия МФИ и ИПФО в размере 285,6 млн.долл. для финансирования проектов в сферах образования, здравоохранения, сельского и водного хозяйства, институционального развития госорганов, питьевого водоснабжения и санитарии, развития системы энергоэффективности, экологии, поддержки малого бизнеса и других направлениях.

С Правительством Китайской Народной Республики ведется проработка вопросов финансирования 35 проектов на сумму 271,3 млн.долл., включенных в Программу финансово-технического сотрудничества на 2013-2017гг. В рамках безвозмездной помощи правительств Японии и Республики Корея ведется работа по обеспечению финансирования соответственно 14 проектов на сумму 57,4 млн.долл. и 9 проектов на сумму 22,5 млн.долл. Осуществляется работа по разработке перечня проектов для реализации в рамках технического содействия Комиссии Европейского Союза с упором на развитие сельского хозяйства и повышение благосостояния сельского населения.

Увеличиваются также объемы привлекаемых долгосрочных льготных кредитов МФИ и ИПФО. По итогам 2013 года подписано 23 финансовых соглашений на общую сумму 2,96 млрд.долл. (214,5% к показателю 2012г.).

Средства МФИ и стран-доноров используются для осуществления приоритетных проектов в сферах здравоохранения, образования, энергетики, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, химической промышленности, сельского хозяйства, ирригации и мелиорации, коммунального хозяйства, питьевого водоснабжения и санитарии, сельского жилищного строительства и др.

В целях дальнейшего развития финансового и технического сотрудничества на системной основе с МФИ ведется работа по принятию программ сотрудничества, ориентированных на среднесрочную перспективу. В частности, с Азиатским банком развития начата реализация программы сотрудничества на 2014-2016гг. (38 проектов на сумму 5,03 млрд.долл.), предусматривается принятие программ сотрудничества со Всемирным банком на 2014-2016гг. (9 проектов на сумму более 1 млрд.долл.) и Исламским банком развития на 2014-2018гг. (19 проектов на сумму 1,3 млрд.долл.).

Позитивную динамику имеет также сотрудничество с ИПФО. С Эксимбанком Китая ведется проработка 10 проектов на сумму 1,23 млрд.долл., Японским агентством международного сотрудничества – 3 проектов на сумму около 0,5 млрд.долл., Фондом экономического сотрудничества и развития (EDCF) Кореи – 10 проектов на сумму 594,6 млн.долл., арабскими фондами Координационной группы – 15 проектов на сумму 480,9 млн.долл., правительством Федеративной Республики Германия – 4 проектов на сумму 16 млн. евро.

С учетом необходимости обеспечения целевых показателей, определенных программами развития промышленности, инфраструктурного и транспортно-коммуникационного строительства на 2011-2015гг., а также Стратегии повышения благосостояния населения Республики Узбекистан на 2013-2015гг., важнейшее значение в среднесрочной перспективе будет иметь реализация совместно с МФИ и странами-донорами следующих приоритетов:

-повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана за счет создания новых высокотехнологичных производств, ускорения процессов модернизации, технического и технологического обновления действующих мощностей, а также существенного улучшения инвестиционного климата и деловой среды;

-продолжение ускоренной модернизации и развития транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог, обновление парка железнодорожного состава и авиации, инфраструктуру электроэнергетики, газо- и водоснабжения и канализации;

-обеспечение опережающего развития малого бизнеса и сферы услуг, прежде всего, в сельской местности, увеличение занятости и доходов, повышение качества жизни населения;

-повышение энергоэффективности производства, широкое внедрение энергосберегающих технологий и развитие энергетики, базирующейся на возобновляемых источниках энергии;

-широкое внедрение и ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий и повышение их роли в экономике;

-продолжение реформ в сферах здравоохранения и образования;

-активизация деятельности в сфере защиты окружающей среды и экологии, в том числе в зоне Приаралья и других регионах со сложной экологической обстановкой, развитие и внедрение технологий «зеленой экономики».

С учетом этих приоритетов в течение 2014-2015гг. будет продолжена работа с МФИ и странами-донорами по реализации следующих ключевых мероприятий на основе принципа среднесрочных Программ сотрудничества:

Во-первых, будет продолжена работа по согласованию разработанных перечней проектов в приоритетных отраслях экономики и направленных на рассмотрение стран-доноров, в т.ч. Японии, Китайской Народной Республики, Республики Корея, Федеративной Республики Германия, Франции, арабских стран;

Во-вторых, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами будут проведены мероприятия по началу реализации проектов, включенных в утвержденные с МФИ и странами-донорами среднесрочные программы сотрудничества;

В-третьих, будет осуществлена проработка с потенциальными странами-донорами и международными организациями в области привлечения иностранных кредитов и грантов разработки среднесрочных программ сотрудничества, а также обеспечение их своевременного выполнения;

В-четвертых, наряду с традиционными партнерами республики в области финансового и технического сотрудничества планируется налаживание более тесного сотрудничества с потенциальными странами-донорами, включая Францию, Австрию, Венгрию, Польшу, Индию, Бразилию и др., путем:

- изучения их деятельности и определения их специализации по стратегическим направлениям;

- налаживания сотрудничества с ними и закрепления достигнутых договоренностей протоколами намерений, меморандумами, соглашениями и другими документами с последующим обеспечением их неукоснительного выполнения;

В-пятых, повышение эффективности взаимодействия с инвестиционными подразделениями министерств и ведомств – инициаторов проектов, созданных Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.03.2011г. №84 с целью обеспечения системного и своевременного проведения мероприятий и решения процедурных вопросов по подготовке к реализации приоритетных проектов. Планируется построение такого принципа взаимодействия посредством постоянного мониторинга эффективности организации работы инвестиционных подразделений министерств и ведомств на основе критериев оценки, выявления проблемных вопросов и своевременной выработки конкретных предложений по их решению;

В-шестых, проведение работы по привлечению средств МФИ и стран-доноров для финансирования приоритетных проектов по безвозмездному техническому содействию в 2014 году согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан №90 от 29.03.2013г., а также проектов грантового содействия по материально-техническому оснащению:

- ВУЗов республики согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 20.05.2011г. №ПП-1533 «О мерах по укреплению материально-техническому базы высших образовательных учреждений и кардинальному улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов»;

- учреждений системы здравоохранения согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 28.11.2011г. №ПП-1652 «О мерах по дальнейшему углублению реформирования системы здравоохранения»;

- органов таможенной службы республики согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 10.08.2011г. №ПП-1595 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы».

В-седьмых, проработка вопроса привлечения грантов и технического содействия для финансирования мероприятий, направленных на реализацию программы «Год здорового ребенка» и поддержку деятельности Исполкома Международного фонда спасения Арала в период председательства Узбекистана.

В-восьмых, улучшение координации деятельности международных финансовых и экономических институтов (ИБР, ГЭФ) и иностранных правительственных финансовых организаций (КфВ, ГИЦ, ШАРС, ФАР, Эксимбанк Кореи, Эксимбанк Китая, ГБРК) в рамках проработки и реализации двусторонних проектов, финансируемых за счет льготных кредитов и технического содействия;

В-девятых, обеспечение своевременной и эффективной реализации проектов за счет привлекаемых средств МФИ и ИПФО;

В десятых, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества с МФИ и странами-донорами. 

MFERITMEDEF InternationalInternational Business CenterGov.uzPress ServiceOliy MajlisUzASARIO